?

Log in

No account? Create an account
Маргарет Маршалл. Окончание окончания - про вибрато - Hi-Cat — ЖЖ
Октябрь 18, 2010
04:00 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Маргарет Маршалл. Окончание окончания - про вибрато
         
Вследствие превышения лимита на размер из-за добавленного объёмного апдейта (в постах Маршалл), пришлось выделить это в отдельный пост. Про трели пока осталось там же, где и было.

       
  Вибрато у смычковых и духовых (к которым в этом плане можно отнести и певцов) по способу реализации принципиально отличается друг от друга: у смычковых вибрато частотное (периодическим изменением длины струны), а у духовых - амплитудное (грубо говоря, периодическим изменением громкости).
  Если правильно (синусоидально) дрыгать рукой, изменяя длину струны, можно научиться относительно быстро - за два-три месяца (при наличии соответствующих врожденных способностей - большая часть людей всё же их не имеет, т.е. они в принципе не могут играть на смычковых с красивым вибрато, как их ни учи), то чтобы научиться дрыгать связками, гортанью, диафрагмой (для певцов) и всем этим + губами и языком (для духовых), нужно 5-20 лет. Хорошим гобоистом или фаготистом нельзя стать раньше, чем лет в 40...
  Людей с врождённым певческим вибрато нет (можно перебрать всех самородков из деревень) - это всегда многолетний труд, безусловно, при наличии изначальных природных данных. Что инструмент (любой) сам по себе не станет выдавать вибрато, очевидно, а то же в отношении вокалистов почему-то нет :)). Конечно, не имеющим тех или иных статей, удобнее всё валить на природу :))

  Изначальный тезис аутентистов, на котором зиждется вся философия убогого исполнительства, априори неверен. Точнее, под известные исторические факты подводится изначально (и намеренно) ложная идеологическая основа. Вибрато считалось красивым всегда (в частности, в органостроении с незапамятных времен почти непременно использовали регистр, состоящий из парных труб, немного расстроенных друг относительно друга так, чтоб они давали биения с частотой нормального вибрато), просто реализовывать его не механически не умели, в силу элементарной физической недоразвитости (о чём красноречиво говорят и спортивные рекорды). В настоящее время-то пошел обратный процесс - деградация, вырождение. А также жажда творить без желания работать и учиться. Вот HIPPи и уводят постоянно вопрос в чисто инструментальную область - наберут дудок и сообщают, что на них нельзя нормально играть - только "исторически осведомлённо", что оправдывает их "как получится". Почти все качественные академики используют старинные инструменты - у той же Муттер, которую к HIPPи никак не отнесешь, две личных Страдивари...
  Интеллектуально и эстетически человечество-то вызрело уже к началу 18-го века, а в физическом плане, в области тонкого умения, ощутимо припоздало.
..Кстати, оно потому и такие уродливые бабы на ренессансных картинах, уже вполне технически совершенных, что их красивых ещё просто не было - только к барокко, по требованию уже вызревшей эстетики, естественный отбор стал выделять тонкую красоту, вопреки требованию выживаемости. Потому что красота (а это понятие чисто человеческое) всегда сильнее природы, генетически уродливой - красота (женская, по крайней) и сила трудно совместимы...
  Именно поэтому в барочной музыке появилось обилие трелей, форшлагов, мордентов, группетто и пр. мелизматики - просто пестрят партитуры и клавиры. Любая сколько-нибудь продолжительная нота - непременно трель. Это попытка реализовать новую эстетическую потребность имеющимися техническими средствами при недостатке умения (да и некогда им было это умение вырабатывать - жизнь слишком коротка была...). Не можешь красиво дрыгать рукой - перебирай пальцами. У духовых и вокалистов трели позволяют заменить амплитудное вибрато частотным (которое реализовать значительно легче; на духовых-то это просто замена работы всего указанного выше сложного аппарата звукоизвлечения на перебор пальцами клапанов). Большинство обычных людей не различает амплитудное и частотное вибрато одной частоты и глубины. Вот в Eja ergo, 1:14-1:16 - это вибрато или трель? ;-). А предшествующая ей та же нота? :).
  Со временем у певцов, работающих над собой, выработалась способность заменять трели амплитудным вибрато, потому что это давало очевидное расширение исполнительских возможностей, позволяя менять огибающую звука на длиннотах, производить задержанное (не сразу, спустя некоторое время после начала звучания) и прогрессивное  (увеличивающееся по частоте или глубине с течением времени) вибрато, а также сделать сами трели более "портаментальными", глиссандируя переходы. И композиторы перестали помечать их чуть ли не через ноту, оставляя их только там, где действительно нужна именно трель, особенно диатоническая. То же примерно происходило с совершенствованием трелей у клавишников - у хороших пианистов, ведь, трели никогда не бывают совершенно равномерными - непременно в начале пореже и потише :). К сожалению, научиться это делать голосом гораздо труднее, чем пальцами... То же примерно и с духовиками, только там это ещё труднее :).
  Зачем же сейчас превращаться в неполноценных обезьян? Это как минимум неуважение к труду и достоинству нескольких поколений исполнителей, а также мастеров, огромные усилия потративших на совершенствование красоты тембра инструментов...

  Есть и ещё одна причина - собственно, она главная, - по которой эта казалось бы  очевидная ересь получила такое распространение и нашла столько приверженцев - прогрессирующая (в последние годы особенно резко) мелодическая глухота, к сожалению, закрепляющаяся генетически (мелодический слух - рецессивный признак). Люди, включая музыкантов (более половины; сколько угодно есть людей с очень тонким музыкальным, абсолютным или внутренним слухом, напрочь лишённых мелодического - эти признаки наследуются раздельно и независимо друг от друга), просто не слышат вибрато. Вообще. На пари я могу это доказать серией тестов совершенно убедительно и объективно, без привлечения экспертов-людей (что вносит субъективизм). Особенно в этом плане отличаются пианисты
(рояль генетически лишен возможности производить звук с вибрато), не играющие дополнительно на мелодических инструментах. Впрочем, для игры на рояле не необходимо и наличие обычного музыкального слуха (достаточно чувства ритма) - между клавиш не ударишь, а различать лажу в пол-тона можно научить и слона ;-))).
  Отсутствие мелодического слуха влечёт за собой и нечувствительность к комбинационным тембрам - что 3 скрипки играют в унисон, что 30 - одно, и соответственно у этих людей просто нет понятия "струнные" (strings) - самого прекрасного и яркого из всех оркестровых тембров, принципиально отличающегося от скрипичного или виолончельного знакопеременной фазовой динамикой... Более того, сколько-нибудь большие составы (и инструментальные, и хоры) вызывают у них ощущение каши, тяжести, перегруженности. Соответственно и понять друг друга люди с и без в принципе не могут...
  Есть и другие причины, по которым люди, и не лишённые вовсе мелодического слуха, не воспринимают вибрато. Поскольку на инструментах с фиксированным строем (это не только клавишные, но и струнно-щипковые - балалайки, гитара, арфа) минимальный возможный интервал - малая секунда, любые отклонения тона, меньшие этого интервала, слух, привыкший к такой цифровой, палочной темперации, воспринимает как нечто мешающее и неправильное. У пианистов вибрато ассоциируется с расстройкой инструмента (собственно, его настройка и производится по биениям, и при взятии нормальных музыкальных интервалов на нём биений быть не должно). Если человек годами барабанит по клавишам,  слушая только себя или себе подобных, не отвлекаясь на другую музыку (что среди профи сплошь и рядом), мелодический слух даже при его изначальном наличии тоже может необратимо деградировать - вот как абсолютное большинство людей к окончанию молодости (28 годам) полностью утрачивает способность усваивать непрагматическую информацию...

  Upd. Поскольку о вибрато, наконец, стали говорить конструктивно (например, тут или тут), не могу не сопонировать. Вибрато безусловно одна из характерных черт любого нормального (у которого это вибрато есть) исполнителя, но насчёт его влияния, тем более, определяющего, на тембр, особенно скрипичный - сильный перегиб. Послушайте соло скрипки в начале первого трека в 249-й
у Зайлер и у Амелинг не в кантиленах. Оба - и Сузи, и Йоханнес - качественные скрипачи, и оба не в кантиленах играют без вибрато (некоторые умудрятся дрыгать левой даже на шестнадцатых :)) ). Причем, Сузи играет явно выразительней, но у Йоханнеса такой фантастический тембр, что можно <>...
Не могу согласиться и с тезисом о влиянии отсутствия вибрато на субъективное ощущение фальшивости безвибратного звука. Одно из основных назначений вибрато, помимо главного - красоты, как раз и состоит в сокрытии возможной неточности интонации, потому что определение частоты вибрирующего звука требует от слухового анализатора на порядок больших усилий (надо сначала сынтегрировать, выделить постоянную составляющую, а уж потом анализировать её высоту). На ровном же звуке неточность интонации (объективная) гораздо более заметна. Аутисты действительно играют, как правило, фальшиво, поскольку туда идут в основном отбросы - либо ни на что не годные от природы, либо не желающие работать, а есть хотящие. А то что у них имена, в т. ч. и всемирно известные, так это делается элементарно (вот как в интегральном резюме, процитированном там (голубеньким)) - мало людей, способных критически и объективно оценивать и сравнивать - абсолютное большинство (> 99%; в т.ч. и музыкальные критики) просто повторяют как попугаи одно и то же, часто намеренно (за отдельные деньги) вброшенное. В этом легко убедиться, если просто померить частоту издаваемых ими звуков обыкновенным частотомером :)). Ну и музыканты (в т.ч. и абсолютники) гораздо менее чувствительны к фальши, чем хорошие "слухачи" - меломаны со стажем (т.е. разрешающая способность по частоте у первых гораздо ниже, часто в разы) - просто потому что им (музыкантам) это невыгодно :). Так что Нибби в своем изначальном целиком прав. А "подъезжают" они просто потому что не могут сразу взять ноту точно - суют палец заведомо пониже, а потом уж доводят до кондиции. Почему-то считается, что если певцы берут верхние ноты с подъездом или портаменто, особенно если интервал велик (мало кто может брать ноты конца второй - начала третьей, как Маршалл (как тут, 4:30), сходу) - это нормально, а типа если они профессиональные музыканты, то уж несколько позиций за 10+ лет, наверное, могут выучить и должны автоматом. Конечно! Если это настоящие музыканты. А это просто отбросы! Наглость - второе счастье. Отбросы даже в правительства и академии пролезают, а уж сюда-то... НИКАКОГО другого объяснения этим подъездам нет и быть не может (по ссылкам, правда, никто и не пытался)... В данном конкретном случае я, разумеется, нисколько не сомневаюсь в безупречности слуха автора тезиса - тут ("не могу сказать, что они играют фальшиво в буквальном смысле слова"), на мой, срабатывает чувство кастовой солидарности - выгораживание, часто неосознанное, собратьев по смычку или трости, пусть и ни на что не годных и даже презираемых в своём кругу за непрофессиональность; но наружу, особенно если наезжают извне - ни-ни :).
  Вообще же, ощущение фальшивости у аутистов в большей степени определяется дисстроем - разницей в настройке инструментов ансамбля. Как уж говорил, аутисты - это отбросы музыкального мира, и соответственно всё делают как попало (включая их дирижеров, обязанных следить за единством строя). Даже незначительная взаимная расстройка у струнных, играющих без вибрато, порождает отвратительные высокочастотные (в несколько десятков герц) биения, воспринимаемые ухом не как биения (верхний предел такого восприятия - 16-20 герц), а вот как это самое "ножом по тарелке". А если настраивать оркестр по такому гобою (а это обычная практика для нормальных оркестров), как в 8-м треке первого демо (с Ленгертом) там, отвратительная и постоянная лажа совершенно неминуема. Главное же - благодаря основному за*бу аутизма - попытке играть в каких-то дебильных строях, в том числе и в том, что они называют натуральным, появляется отвратительный диссонанс с континуо, особенно с органом (клавесин-то ладно, блямкает там что-то невнятное - на него все равно не обращают внимания), который, конечно, никто под каждую тональность не перестраивает (а это было бы совершенно необходимо, если б у людей, пытающихся играть без вибрато в натуральном строе, была совесть)
           

Upd. I've cooled down now (т.е. мне эта тема глубоко похуй ныне) - let they live in authentic sin :)
       
                  

Tags:

Разработано LiveJournal.com