Hi-Cat (hi_copy) wrote,
Hi-Cat
hi_copy

Category:

Маргарет Маршалл. Окончание

     
= Здесь нормальные диски кончились =

   
NOT normal CDs - my demo-compilations only
             

Margaret Marshall sings Vivaldi
APE+CUE

2 CD (Direct link)
2 CD
(Google)
2 CD (Mega)
2 CD (Jotta)
2 CD (
Syncplicity)
2 CD (MediaFire)


Margaret Marshall sings Mozart
APE+CUE

1 CD (Direct link)
1 CD
(Google)
1 CD (Mega)
1 CD (Jotta)
1 CD (
Syncplicity
)
1 CD (MediaFire
)

Margaret Marshall sings Haydn
APE+CUE

1 CD (Direct link)
1 CD
(Google)
1 CD (Mega)
1 CD (Jotta)
1 CD (
Syncplicity
)
1 CD (MediaFire
)

Margaret Marshall sings Bach & Handel
APE+CUE

1 CD (Direct link)
1 CD
(Google)
1 CD (Mega)
1 CD (Jotta)
1 CD (
Syncplicity
)
1 CD (MediaFire
)
Без внедренного либретто

Это отжим - ненастоящие диски. Из разных релизов выбраны треки с Маршалл, обычно, в нативном порядке. С минимально необходимой коррекцией.
Нормальные диски - в девяти предыдущих постах.
Эти диски с 16.04.12 представлены в расширенном формате с внедрёнными CUE, т.е. файлы *.ape являются самодостаточными, и для проигрывания их на компьютере или для загрузки в плееры, поддерживающие CUE, нужен только сам файл APE. Это справедливо и для всех файлов в маршалльских постах. Дополнительно в каждый из файлов в этом посте (кроме Бах-Гендель) внедрён тег LIBRETTO, содержащий полное потрековое либретто всего, что поётся на этих дисках (только то именно, что поётся). Во время проигрывания его можно просматривать в отдельном независимом окне, которое можно вызвать в Foobar2000-Vlauga, выбрав  из контекстного меню "Show file info" и далее в окне "Other meta fields" (слева внизу) кликнув по тегу LIBRETTO. Окошко удобно растянуть по вертикали. Хотя все мессы написаны на один канонический текст, реально либретто конкретных произведений часто значительно отличается от него, содержит ряд купюр или повторений. Так даже в двух наиболее известных мессах Гайдна (Pauken и Nelson) либретто ощутимо отлично и друг от друга, и от канонического, а при желании проследить, используя стандартный текст (который, кстати, не так просто найти достоверный; по ссылке в первом посте он и недостоверен, и неполон, естественно), очень легко запутаться, тем более, что никто не поёт так четко и чисто декламируя, как Маршалл :). Про ветхозаветные тексты мотетов Вивальди и говорить нечего - там и версий много, и тасует он часто... В буклетах часто также встречаются ошибки и разночтения, поэтому, если между тем, что поёт Маршалл, и тем, что написано в буклете, есть различия, то правильно у Маршалл (и во внедрённом тексте либретто большей частью это поправлено) - мною все сомнительные места выверены. Собственно, для этого и внедрено либретто в каждый файл. Ну и во славу Маршалл - если следить по либретто, гораздо явственней ощутимо, насколько правильней и чётче она поёт, чем все остальные :). Наконец, когда текст перед глазами, гораздо лучше чувствуется и музыкальная структура произведения - если идёт повтор текста, ухо непроизвольно ищет, что же поменялось в музыке, и эти маленькие открытия часто ощутимо увеличивают эстетическую эффективность восприятия :).
На случай воспроизведения этих файлов на других плеерах, не поддерживающих внедрённые объекты, в архиве сохранены также обычные файлы *.cue и файлы либретто *.txt, которые, впрочем, всегда можно импортировать из *.ape.
О том как самостоятельно делать аналогичные lossless-контейнеры All-in-One (дополнительно в них можно добавлять обложки и пр., правда, с существенными ограничениями) подробно описано здесь.
Другие отличия этой версии от предыдущей незначительны и непринципиальны (поправлены основные теги, дополнительно выровнены углы в Моцарте и убран лишний трек в Гайдне), поэтому кому указанное выше не важно, можно повторно не брать.
APE-Normal. Пригодно для прямой загрузки в lossless-плееры
В Вивальди это просто сгущённые сливки - концентрация Маршалл на дисках с Вивальди максимальна :).

24.01.12 добавлены арии из Tito Manlio.
По поводу последнего добавления. Я долго не хотел смешивать духовное с без. Но данный смешанный диск (второй в Вивальди) - редкая возможность взять частную производную по, зафиксировав все остальные переменные. Чтобы наглядно и достоверно почувствовать разницу между духовной музыкой и барочной оперой. Если долго слушая только духовную, вдруг просто взять какую-нибудь оперу, то каковы бы ни были результаты сравнения, всегда остается сомнение - может и нет особой разницы, да там или тут композитор козёл, или опера эта именно у него неудачная, или музыканты, или дирижер, или солисты, или там они были молодые, а тут старые... Вот здесь переменная только одна - и композитор один и тот же (причём, в отличие от большинства его опер, эта (в этой записи) - целиком принадлежит ему - RV 738; есть ещё одноименное пастиччо RV 778, где Вивальдью написан только третий акт), и дирижер, и оркестр, и солистка, и время, и возраст их...
Ну и заодно можно познакомиться с её, Маршалл, колоратурами в сугубо оперном смысле :). Для этого барочная опера идеальна :)


Это для тех, кто хочет услышать то, о чём я собственно. На нормальных дисках, представленных в постах выше, голос её теряется, маскируется десятками других, оркестром, хором... Чтобы увидеть нежное сияние тембра её, нужно приглушить внешний свет, оставив только свечи. Да и сама Маршалл сильно разнится в разное время... Всё, что я о тембре, относится в основном к совсем раннему её периоду. Век таких сопран короток... То, о чём я - это 25-30 лет (раньше человек ещё только учится петь, а позже он совершенствует технику, но тембр уже начинает неумолимо меняться...). Это самое время писать, оберегая от частых живых концертов и оперы - убийцы тембра... 30-35 (до 40, если не петь оперу) - это расцвет, когда техника уже совершенна (в частности, у Маршалл только в 80-е появилось вот это фантастическое вибрато, дающее поразительную стойкость тона), а тембр ещё не много потерял в красоте и ещё сохраняет индивидуальность. После 40 тембр таких сопрано становится пронзительно минорным (вот как гобой Курлина), но уже теряет естественную силу и лёгкость... Уходит динамическая подвижность, и в первую очередь на piano. Вот тогда можно и оперу, генетически рассчитанную на форсаж - терять уже нечего...
  Два диска Вивальди - это вот как раз то, о чём в основном я, это вот тот единственный и неповторимый...

Сделали они таки с Вивальдью эту самую гармонию высшего порядка, какая бывает раз в сто лет только...
  Господи, которого нет, если что, лиши меня лучше зрения или прочих статей - только слух оставь! :))



  Помимо фантастического, совершенно неповторимого тембра, поразительно ровного по всему нормальному диапазону для сопрано (c1-c3), Маршалл обладает совершенным, просто эталонным певческим вибрато, что само по себе - величайшая ценность, даже вне рассмотрения её способности варьировать его по частоте и глубине в широчайших пределах.

  Бывший здесь ранее большой фрагмент о вибрато в настоящее время, вследствие превышения лимита на размер поста, вынесен отдельным и находится там.
  Здесь и далее в посте по ссылке про вибрато профи от спектрального анализа часто сообщают мне, что я путаю несущую с огибающей и их свойства. Ничего я здесь не путаю (я вообще ничего не путаю - распутываю только, раскладываю и определяю; просто будучи разложенным на составляющие компактный клубок всегда значительно шире, и целиком охватить всю предметную область могут далеко не все). В данном контексте всё, что я говорю, равно справедливо и для несущей (её параметрами определяется тембр), и для огибающей (вибрато и портаментальные трели), как для частотной модуляции, так и для амплитудной.

Напоминаю, что все используемые мною без пояснений "специальные термины" однозначно и коротко (одним предложением) определены в вики, а их семантика доступна для понимания любому школьнику начальных классов. Сразу. А искусственная русификация терминологии всегда ведёт к неточности и неоднозначности.

Совершенно замечательны её трели... Обычно классическая портаментальная академическая трель практически синусоидальна (вот такие правильные трели у Мюррей) - переходы от основного звука к вспомогательному и обратно происходят плавно и примерно одинаковы по длительности. У Маршалл фронты ощутимо круче спадов - это делает трель субъективно более живой и яркой - трепетной (объективно она обогащается низкочастотными гармониками, "наполняющими" звук, что и даёт соответствующее субъективное ощущение) :).  Асимметричный звук всегда более ярок именно за счёт обогащения гармониками. Так практически синусоидальный звук барочной блок-флейты сух, беден, бледен и невыразителен - субъективно просто примитивен. Звук скрипки (по форме генетически близок к пилообразному - смычок какое-то время тянет струну за собой, а по достижении определённого предела она резко отрывается от него и возвращается в исходное, после чего всё повторяется) гораздо выразительней, а гобоя (пилообразный с дополнительно сильно модулированным спадом - трость приходит в движение только по достижении определённого давления воздуха, достаточного для образования щели, после чего резко раскрывается и до закрытия делает несколько колебаний с собственной частотой) - ещё богаче и колоритнее.
  Я не знаю как она делает свои фантастические трели, но что она специально их вырабатывала такими - безусловно. В самых ранних записях 76-го - начала 77-го они у неё ещё почти синусоидальны, а к началу 79-го уже стали совершенны
(подробнее там). Ощутимо асимметрично и её вибрато, причём асимметрия эта подвижна и управляема. В нём она вместе с частотой и глубиной может менять и форму, варьируя крутизну фронтов и достигая при этом немыслимой выразительности.
  Отступление о трелях самих по себе (в учебниках всё это размазано, поскольку русскоязычные авторы просто не знают вопроса исчерпывающе (обычно, это женщины и соответственно только повторяют слышанное от учителя, обычно, тоже женщины и т.д.), поэтому придется мне). По умолчанию трель поётся с интервалом в полутон независимо от тональности, начинается с верхнего вспомогательного звука, заканчивается нахшлагом (предпоследний звук берется полутоном ниже основного) и должна быть синхронной с метром - исполняться либо целыми долями такта (обычно, шестнадцатыми), либо триолями*. Если в текущей тональности верхний вспомогательный звук отсутствует, трель получается ощутимо диссонирующей, но с этим, обычно, мирятся, потому что это позволяет не отступать от шаблона, а большинство поют (могут петь) трели (если они вообще способны их петь) шаблонно, отработанно на этапе обучения пенью. Если композитор не хочет с этим мириться, он явно проставляет коротким форшлагом к трели верхний вспомогательный такой, чтобы он был в тональности, т.е. в данном случае расположенный тоном выше основного. В 18-м веке часто саму нотку форшлага опускали (Бах, в частности, везде, где форшлаг не имеет знака альтерации), оставляя только лигу, соединяющую форшлаг с трелью. При этом левый конец этой лижки указывает место (на линейке или между линейками), где должен быть верхний вспомогательный). То же и с нахшлагом - его выписывают двухнотным форшлагом (мелкими нотками) к следующей за трелью ноте. Такая трель называется диатонической и если она прописана композитором, исполнение её в тон считается обязательным.
Только вот почти никто не может ныне :)). Маршалл - единственная из известных мне певиц (за всё время существования звукозаписи), способная петь любые трели так, как это прописано. Все остальные или просто не могут диатонические (абсолютное большинство сейчас), или не выдерживают  интервал, или не держат основной тон, если трель достаточно продолжительная, или не попадают в размер, или всё это в разных сочетаниях... Был бы рад, если бы кто-то оспорил мой последний тезис (а то я от её совершенства и уникальности уже потихоньку начинаю сходить с ума :)) ) :).

----
* Строго говоря, до недавнего времени синхронные триольные трели были для меня чистой теорией - я не слышал их ни у одной реальной певицы (у Маршалл все трели строго в основных долях метра; собственно, до неё и просто синхронные были теорией :) )**. И вот теперь я их, наконец, услышал - у Рёсль Швайгер. Её синхронная триольная трель в демо со Стернбергом там - 2-й трек 7:52 - это восьмушка с точкой в метре С, т.е. петь её надо (Маршалл бы спела) 12/64 (двенадцатью шестьдесятчетвертыми), а у нее это 18 (строго и четко - буквально с места в карьер)! Совершенно понятно, почему записи с ней "практически не сохранились" :)))
** В настоящее время есть объективное подтверждение, что Маршал и триольные трели может влёт - там (с BWV 137) :)
Вышеизложенное отступление - это общее правило. Вообще же исполнение трели зависит от предшествующего ей звука (если он совпадает с верхним вспомогательным, трель начинается основным) и следующего за ней (если он совпадает с верхним вспомогательным, трель исполняется не полностью - как в примерах по ссылке выше (BWV 137 с Маршалл), а если с нижним - без нахшлага (как вот здесь - второй трек, 3:50; трель (слог mun-) - до, а последующий (слог -di) - си, поэтому Маршалл исполняет без нахшлага, намеренно чуть занижая последний до-диез - просто поразительное чувство стиля (а некоторые дуры (очень известные - не хочу называть), исполняя формально, делают там дурацкий мордент)).

Upd. Эта трель для глухих (начало помечено курсором (жёлтый вертикальный пунктир)):

mun-


Почему я еще так зациклен на этом - трель всё же очень значимый элемент музыки вообще, и вокала особенно (это же сугубо одноголосный "инструмент" (как и другие духовые); на смычковых возможны гармонические интервалы и даже аккорды в форте, а связки у человека одни). Она позволяет обогатить вокал "скрытой полифонией", пусть и в секунду только :). Кроме того, трель - это музыкальный экивок - мелодия в известных местах (я намеренно избегаю всякой музтеоретики тут) часто допускает два почти равнокрасивых варианта, обычно в большую или малую секунду, и трель позволяет исполнить их как бы одновременно, на равных (например, одновременно в натуральном и гармоническом миноре) - мелодика от этого становится несравнимо богаче, а длинноты выразительней...
Немного шире про трели вообще и про её особенные см. там


Ещё одно отступление - о певческом портаменто (намеренно без пояснений что это, а то мой предыдущий тезис о женщинах - авторах учебников вызвал бурю возмущения - вот пусть эти женщины и поясняют; здесь само понятие мне непринципиально). Обычно, все мои, открытые, сколько-нибудь продолжительные пассажи восьмыми или шестнадцатыми поют преимущественно портаменто (Зайлер, скажем, почти сплошь, хоть прекрасно может петь идеальным легато, вероятно, считая, что так красивее (и я так считаю, если петь таким умопомрачительным тембром как у неё :)) ), причем само оно долгое (глиссандо между соседними ощутимо более продолжительно, чем у обычных) и либо центральное (я называю его "детским",  поскольку при этом появляется субъективное ощущение нестойкости тона, характерное для детей), либо немного запаздывающее, как у Райхельт (глиссандо преимущественно за счет последующей ноты. Изредка оно бывает экспоненциальным, со въездом, почти полностью за счёт последующей ноты и напоминает звук гавайской гитары (вот такое у Ласло; я называю его "б-дским" - вульгарное оно на мой). При таком долгом портаменто метрическая граница между нотами размывается, и многим (кому не достает внутреннего чувства ритма) такое исполнение кажется вялым и неустойчивым. Пример портаменто-легато на одном материале и почти одним и тем же тембром можно теперь послушать там (внизу).
У Маршалл портаменто "упреждающее" - глиссандо, подобно форшлагу, осуществляется почти целиком за счет длительности предшествующей ноты, так, чтобы к метрическому началу следующей, она была уже в тоне, и его огибающая близка к логарифмической. Это сочетание особенности школы (в данном - школы Хоттера) и англо-шотландской певческой традиции.

Хоттер был с первого слуха пленён её фантастическим тембром, очень полюбил и принял большое участие в её творческой судьбе. Именно он настоял на её участии в очень престижном конкурсе в Мюнхене, в 1974-м, на котором она, разумеется, взяла гран-при, будучи на 8-м месяце
(!) беременности, хоть в то время она ни о чем кроме бэби не думала... Большое счастье, что Хоттер сразу разглядел в ней, кроме фантастической прелести тембра, просто титанический вокальный потенциал - Маршалл же совсем не помышляла о карьере певицы (пианистка она изначально... Но став первой, уже не могла быть второй - безусловно прирожденный лидер. Собственно, её встреча с Хоттером и состоялась потому что совсем юной завоевала "Caird scholarship" (в Британии его удостаиваются только 10 человек в год; в США - 40, в частности, в своё время, Билл и Хилари Клинтон - разумеется, каждый в своё :)), а также бывшая наша Ермакова, о которой я писал в своё время), включающую в себя, кроме стипендии и путешествия и свободный выбор учителя из самых известных :). Проучилась она у Хоттера около 6 лет.
Ранее я придерживался в этом плане "центристских позиций", т.е. считал, что портаменто у открытых лучше центральное. Но послушав Маршалл, быстро пришел к выводу, что так как это делает она, безусловно правильнее и способствует сохранению метрической сбалансированности произведения в целом. Вспомните, как неприятны и создают ощущение "развальности" запаздывающие форшлаги на фортепиано :). Ну вот во всём она лучшая! Всё у неё самое правильное :).

  Да, не рубатит, не свингует... Считаю это величайшим достоинством. Мне кажется, абсолютное большинство рубат - просто от неспособности петь в метре (тормоз, говоря по-русски). А свинг, безусловно, очень оживляющий исполнение, в духовной музыке всё же выглядит кощунственно или по крайней неуместно (разве что совсем чуть-чуть если - Монойос немного свингует - очень со вкусом и в разумных пределах - американка :); впрочем, все американцы - и чёрные, и белые - хоть немного свингуют)...
  Ну и сильно мудрить и искуссничать нужно только при желании сделать конфету из продукта, бывшего в употреблении. При изначально качественном продукте в этом не только нет необходимости, но оно даже и нежелательно. Так для того чтобы сделать минтай съедобным, нужно сварить его, перебрать, нажарить много лука, морковки и пр., добавить томата или майонеза и запечь, а севрюгу достаточно просто отварить, и она уже будет безусловно вкуснее :). А если с ней проделать то же, что с минтаем, она в итоге от последнего будет почти неотличима :))


Понял я, наконец, почему ещё её варио-вибрато производит такое чарующее впечатление: оно везде у неё синхронно с метром, т.е. период его кратен основной доле такта. Это ни у кого больше... Фантастическая женщина! No one better!

Про трель (надоело отвечать частно :)) ):
1:12-1:13 - чистое амплитудное вибрато, 1:14-1:16 - чистая трель. При таком вопросе это можно просто вычислить и не слыша - трель гораздо глубже, и здесь явное чередование звуков с интервалом в секунду, а предшествующая та же нота модулирована гораздо слабее, значит это не может быть не вибрато (поскольку нельзя сделать трель с интервалом менее малой секунды). Кстати, у нее ещё сама эта трель прогрессивная, с двукратной модуляцией по амплитуде (громкость к концу примерно вдвое больше чем в начале), да ещё с глиссандированием её конца (целиком - и основного и вспомогательного звуков синхронно) - поразительная техника! :)

Эту трель, кстати, тоже НИКТО не может (в частности, даже Гриттон у Кинга, не говоря уж о современных) :). Можно поинтересоваться на тюбике - со многими есть. Короткую, на этом же слоге (-ver-) в предшествующей фразе, тоже :). А у Вивальди эти трели явно помечены. Слушают его с какими-то дегенеративными уродами или неполноценными недоучками, а потом удивляются, что не нравится...
               
Tags: ape+cue, marshall, music, singers
Subscribe

Comments for this post were locked by the author