Hi-Cat (hi_copy) wrote,
Hi-Cat
hi_copy

Маргарет Маршалл. Дискография: 1982

         
Из дискографии. 1982
           
Handel - Messiah - Gardiner (82, Philips)
             
5037_640

APE+CUE+COVERS
3 CD (Direct link)
3 CD (Google)
3 CD (Mega)
3 CD (Jotta)
3 CD (
Syncplicity
)
3 CD (MediaFire)


С вокальным Генделем - ну прямо беда... Нет для него интерпретаторов уж лет 60 последних и все. Ему одновременно и мощь нужна (оркестр человек в 200), и подвижность живая. В полной мере его чувствовал и нормально играл только Фурт, но от него почти ничего, хоть сколько-то пригодного не для исторически осведомленного слушания, не осталось. Не умели никогда немцы писать... Клемперер и Шерхен хорошо чувствуют его мощь, но совсем не слышат живой подвижности его (мне не слышно, по крайней), и со вкусом на вокалистов у них большая напряженка: Клемперер не понимает, что будь она хоть трижды Шварцкопф, если ей полтинник, то для Генделя она уже не годится (кстати сказать, Шварцкопф ощутимо похожа на Маршалл и тембром, и техникой в первой октаве, разумеется, уступая ей и в том, и в другом, и тем более в артикуляции, но этого никто не замечает, вероятно потому что поет она всякую муру, и трудно найти пересечения в сопоставимом возрастном диапазоне, чтобы сравнить; во второй-то она пищит как все. Неправильно недоразвитая контра иначе :)). Все остальные недоразвитые - варио - наоборот, красивы во второй, но трубят в первой. Совершенна во всем диапазоне только Маршалл :). Шварцкопф, кстати, тоже совсем неагрессивна и очень женственна - даром что немка. Не зря англичанее ее к себе перетащили :)). Ну и безусловно самая красивая из всех певиц (разумеется, после Маршалл, краше которой нет никого в целом свете :) )), а Шерхен то совсем глухую и агрессивную, а то наоборот доходягу, умирающего лебедя, а сопрановые достаточно энергичные ж в ней все же... Караян вообще забил на это дело - видно, настолько не та "красота, как он её видит"(с), что он ее никак не видит... Вообще это крайне странно - чуть ли не единственный случай, когда он забил на самое главное произведение почти официально почитаемого величайшим после Баха композитора... Впрочем, с Караяном я Маршалл просто не могу представить, и не только в Генделе, а вообще :). Для его интерпретаций безусловно нужна "поющая кукла" (вроде Гундулы - манекен такой, поющий через щёлочку в голове), и если, скажем, из живой и очень подвижной Блеген ему как-то удалось сделать совершенную куклу (что я даже не узнал ее! И признаться, куклой мне она тоже ничего :)) ), то из Маршалл куклу не сделать никакими силами :)). Сильнее она, а он не стерпел бы никого, сильнее себя, даже если б велела "красота, как он ее видит"... :))
  Рихтер хорош, конечно. И против его Донат мне совершенно нечего сказать - собственно, она, пожалуй, единственная из относительно современных (ныне живущих), которую я могу слушать без тени неудовольствия после Маршалл, и объективно не могу настаивать на ее (Маршалл) превосходстве (может, "стыдясь измены" :)) - до Маршалл я считал ее наиболее совершенным сопрано из ныне живущих; и она ж тоже фактически открытое, только с мягким восточным колоритом, ну и немного качающееся, конечно - такой стойкости тона как у Маршалл просто ни у кого из колоратурных нет и близко...). Она ж и в Страстях... Объективно я не знаю, кто лучше... :). Мяучит она все же :). Раньше мне это нравилось, а теперь не знаю :))
  Но когда я слушаю Мессию с Донат сейчас (она там совершенно восхитительна), все равно слышу мысленно с этим оркестром
Маршалл, с ее утонченно-изысканными украшениями (восхитительные группетто и морденты, как будто явно прописанные Генделем) и с этой поздней трепетностью, которая явно появилась у нее только в 90-м. А Донат удивительным образом не мешает - консонансом - только добавляет колорита южного. Замечательно неагрессивна она тоже :)
  Не могу не отметить все же, что Донат поет одну из ключевых и красивых арий "If God be for us" отлично от Маршалл, и, разумеется, правильно поет Маршалл (как написано у Генделя (и в канонической Библии короля Якова)): "If God be for
ús" - Донат поет: "If Go-od is fór us" (так в международной англоязычной версии, но Гендель-то тут при чем?):

  Так же поют и практически все остальные: и у Дэвиса, и у Шерхена (в одной - be, в другой - is, но в обеих с переносом ударения), и у Риллинга, не говоря уж обо всяком автентичном г. Клемперер вообще эту арию выбросил (??!!) - осёл буриданов... Причем, у Генделя (как видно на этой же странице) при повторе фразы - "is for us", и Маршалл при повторе поет "is", а все остальные, независимо от того, поют они "be" или "is", поют оба раза одинаково - какая разница, мол :))). Ну небрежение это, буквально презрение к композитору...
  Доблестный редактор
Händel-Gesellschaft Макс Сайферт даже в слове "Бог" делает ошибку (ну ладно бы Gott, было бы понятно - немчура...; для тех, кто не в танке - сочетание "got be" по-английски в числе прочего: "подцепил, подхватил (известное венерическое), заразился"):

А правит Генделя - криво, мол, у него... Ну почему у великих в редакторах всегда какое-то ублюдье?...

Правильно, как Маршалл, эту арию поет еще только Клифт :)))
Впрочем, Мессию в целом вообще НИКТО не поет, как написано... (я 25 исполнений просмотрел), а Гендель всегда дает ossia, если считает это допустимым. Непонятно, для кого они (гендели, бахи, вивальди) все это писали...
  Вот и в "Rejoice greatly" абсолютно все поют во второй октаве (почему - понятно :))) )
  Как написано у Генделя поет только Маршалл. А ей там, внизу, петь труднее всех (кто плохо видит - нотировано в сопрановом ключе (если не ясно, посмотрите где стоят ключевые бемоли), т.е. кончать надо ре первой октавы)... А она все равно поет. Потому что тут только так правильно:



Думаете, она не может (в 82-м, когда она ВСЁ может!) как все? :)). Думаете, не хочет как все?... :)
И уж конечно не потому что это Керосинов такой щепетильный - тенор и контра в этой Мессии поют у него, ну что хотят...
На "Это общепринятая версия" (так, мол, все поют): если я вижу, что все, поголовно, сходят с ума, то наверное, поинтересовался, откуда ноги растут :). Chrysander (на которого обычно ссылаются как на авторитет, и коим он безусловно является), впервые опубликовавший факсимиле Генделя, позже выпустил свою редакцию, фактически уртекст, и там нет даже намека на версии (правда, в "If God be for us" у него уже вот эта, расхожая транскрипция (причем, в заголовке арии be, а в тексте - is :))) )). Это уже перед самой смертью он сделал облегченный клавир для девочек из музучилища, о чем в префейсе явно и написано. Да еще в ходу версия 754-го года для двух сопран, сделанная черт знает кем (уж не Генделем точно - в 52-м он полностью ослеп) для благотворительных концертов в Foundling Hospital (приюте для подкидышей) - потому и для двух, что одного с полным диапазоном для благотворительных концертов, видно, не нашлось, и тоже с транспортом внутри каждой партии по этой же причине. А McGegan в своей редакции (а это самая ходовая сейчас) не мудрствуя лукаво привел все версии как равноценные, без каких либо пометок, причем, для каждой части тасуя версии в произвольном порядке - добро бы хоть первой всегда ставил оригинальную генделеву, или помечал, что это для нормальных, а это - для убогих. А не сделано это по очевидной причине - коллективный труд (это явно видно по нотостилю разных частей) - студенты вместо зачета поди... Разве ж можно такие вещи издавать?! Редакцию (произведений такого масштаба, по крайней) безусловно монопольно должен делать один человек, если он имеет наглость подписываться под ней...
  Конечно, McGegan лучше Маршалл с Генделем знает, можно там задирать или нет :)))

И это везде - и в Бахе, и в Гайдне, и в Моцарте, не говоря уж о Генделе и Вивальди - если по-разному, то правильно ВСЕГДА у нее, даже если она одна против всех. Совесть вокала :). Критерий истины :)
Теперь понятно, почему ноты у всех в папочках, а у нее такие замызганные, а то и ксерокс в руках? Не хочет она петь лажу макгегановскую и все! Потому что знает как надо, и видит, что не то суют ей дирижеры. А правильное не так легко найти перед записью, поскольку, что лажа, выясняется, обычно, только в последний момент - на репетициях-то она по памяти поет, а на сцену обязательно нужно ноты, на всякий - стеснительная она, волнуется всегда... Не для сцены она, конечно... :)
Upd. Напридумывал тут я немного... Вот годом раньше с Метой она поет эту арию как все. Т.е., возможно, что скажут, то и поёт...
Замечательно всё же поёт, ещё первородным своим (с Гардинером уже "оперно", хоть и открыто) - вот ещё "How beautiful" из этой записи. "If God be for us" Мета, к сожалению, выбросил в своей версии. И транспонирована она минимум на тон выше (Анечке-то в 81-м чем выше, тем лучше - тем ярче и красивее она) - мне уж недосуг разбираться, какая правильная, и кто чем руководствовался. Согласился - мамы всякие нужны :))


И все ж Мессия Рихтера (английский, 72-го) немного дубоватый... Немного не достает ему  (мне не достает в нем, точнее) вот этой живой подвижности генделевой, ну и мощи бы фуртовой или хотя бы шерхеновской вязкости в медленных... Так-то в целом его Мессия 72-го эталонен, конечно, чего говорить.
  Ну и это тоже было так давно...

Вот чего я ревную Мэрринера все время, что у него-то вкус есть, хоть Гендель у него тоже странноватый (как и Вивальди), не совсем настоящий, но все же. На безрыбьи б и... Нет, в 76-м с Мессией взял Амелинг (которая, хоть и была еще в форме, но уже на самом пределе; Мэрринеру пришлось использовать версию "If God be for us", для альта (жуть какая-то)), когда уже, возможно, знал Маршалл... Правда, может и не знал - Мессу Баха они записали в самом конце 77-го... А в 92-м - McNair, которая, конечно, гораздо моложе, но все равно Маршалл была бы безусловно лучше, мне кажется... А видео-то однозначно от этого только выиграло б... :)
  Кому кажется, что она в Генделе поет что-то не очень, послушайте, как то же поют другие, отвлекаясь от сопровождения... У нее все настолько хорошо и правильно, насколько это вообще возможно. Её украшения настолько тонки и изящны, что находятся на пределе разрешения слуха (а она их поёт!) и большинство просто не способно их заметить и оценить. Вот в "If God be for us" (последний трек в местном демо) слог "-ter" в слове "intercession" (4:28) - это единственная нота соль в партитуре, а у нее это сложно-форшлажная трель (идеальное решение здесь) - 12(!) отдельных, совершенно четко исполняемых нот. Кто сомневается, может послушать замедлив вдвое или посчитать на сонограмме. Даже профи слышат ее (саму трель - форшлаг-то все слышат, естественно) только с третьего-четвертого раза, но когда, наконец, услыхивают - восхищенно: "Это она просто мечет бисер - никто не услышит, потому что этого не должно мочь быть" :))).
..Если уж зашла речь об этой арии, то нельзя не помянуть и ее фантастический мордент c трелями на каждом звуке его - слог "-ti-" "justifieth" (2:00) - у меня на нем все внутри замирает :)))

Ну и Гендель все же очень сложен для пенья, и как хорошему бриллианту нужна достойная оправа, так ей нужно соответствующее оркестровое оформление, а оно все время мимо проходит чего-то... Прошло уже, точнее...
И если не нравится, то это не потому что Маршалл, а сам вокальный Гендель ни на что не годен мелодически. Конечно, это не Доницетти :)
  Гендель-то, в отличие от демократически-простоватого Баха, все мелодии которого почти сплошь из шестнадцатых в секундах да терциях, возможно, излишне аристократичен - его мелодика использует практически все консонантные ходы, часто в самых неожиданных сочетаниях, во многом предвосхищая мелодику 19-го века (чем еще
Гендель принципиально отличается от Баха - там). Не для всех он - да. И исполнителей, и слушателей (кого ни ткни - "герой не моего романа" :))); собственно, за всю жизнь я не встречал ни одного человека (кроме Виталия), который любил бы его самого по себе - не из-за исполнителя, тогда как Баха любят ну буквально все, опять же, кого ни ткни :)) ). А слышат почему-то только его стандартные концовки, которые да, поддостают немного, но есть же у него и кроме концовок что-то! :)).

Mozart - Le nozze di Figaro - Muti (La Scala, 82)

9490_640

AVI (Direct link)
AVI (Google)
AVI (Mega)
AVI (Jotta)
AVI (
Syncplicity)
AVI (
MediaFire)

RAI Broadcast


Продолжение (дискография 1983)
           
Tags: ape+cue, bach, handel, marshall, mdisk, mozart, music, singers
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author